Адаптация детей к ДОУ

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. 
 
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом . По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами. 

Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 3–4 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там.

Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. 

Если ребенок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ 

Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день . Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка. 

 В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Родителям для педагогов группы  написать сочинение « Мой малыш» об индивидуальных особенностях малыша .

В период адаптации ребенку не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка. Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому, в стороне от детей, помогает ребенку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. 
КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 

Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ. Медицинский персонал на каждого малыша заводит «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется педагогами-воспитателями и медицинскими работниками 

Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям: 
  1. Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит педагог-воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. 
  2. Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей.
  3. Динамика нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится педиатром или психологом 1 раз в неделю). 
  4. Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю. 
  5. Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях. 
. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней – у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.