Краеведение
Реализация в ДОУ авторской программы по приобщению детей 6-7 лет к культуре Карелии и знакомству с историей города Петрозаводска «Родная земля»
Автор: зам.зав.по ВМР Буяк О.В.
Актуальность программы:
Важной частью учебно-воспитательного процесса в современном российском образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Важно, чтобы это происходило уже в дошкольном возрасте, т.к. это период позитивных изменений и преобразований. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Проблема: «Как называется земля, которую можно назвать золотой?»
Программа «Родная земля» предназначена для работы с детьми 6-7 лет и рассчитана на один год.
Цель программы – создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность.
Отличительная особенность данной программы – продуктивная работа всех детей, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность занятий с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо.
В ходе реализации программы ставятся задачи познавательного характера: это формирование представлений о прошлом России, пробуждение у детей интереса к малой Родине. Очень важно воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, воспитывать толерантность, бережное отношение к духовным богатствам родного края. Работа предполагает развитие у детей гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Создание условий для реализации программы:
В доступной игровой форме с использованием дидактических игр, кроссвордов, ребусов, загадок и обширной наглядной информации разработаны и апробированы на практике 11 конспектов совместной образовательной деятельности, словарь специальных терминов, информационно-компьютерное сопровождение в форме презентаций и 4 экскурсии, которые помогают детям познакомиться с историей Карелии и города Петрозаводска.
Темы совместной образовательной деятельности:
- «Листы каменной книги»
- «Карельская земля»
- «Основание Петровской слободы»
- «Петрозаводск - губернский центр»
- «Площадь Ленина, ее история»
- «Площадь Кирова – культурный центр города Петрозаводска»
- «История микрорайона «Октябрьский»
- «Улицы Великой Победы»
- «Онежское озеро»
- «Онежская набережная – музей под открытым небом»
Первая тема «Листы каменной книги» знакомит детей с историей образования родного края и особенностями жизни древнего человека, раскрывает понятие ледника. Дети узнают о петроглифах.
Вторая тема посвящена быту и традициям карел, карельскому языку, особенностям устройства карельского дома и карело-финскому эпосу «Калевала».
Следующие четыре темы знакомят детей с историей основания Петрозаводска, с историей развития города в различные временные отрезки, с памятниками архитектуры и истории; дети узнают о важных исторических личностях, которые сыграли большую роль в становлении Петрозаводска как города.
Седьмая тема рассказывает детям об истории микрорайона «Октябрьский».
Восьмая тема посвящена празднику 9 Мая и знакомит детей с улицами города, которые названы в честь героев ВОВ.
Завершает цикл подробное знакомство с Онежским озером и Онежской набережной.
Каждая тема сопровождается показом авторских презентаций, что позволяет детям получить более яркое представление о сложном историческом материале.
В совместной образовательной деятельности используются следующие методы и приемы работы с детьми:
- словесные (рассказ, беседа, разъяснение);
- наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация);
- видеометод (просмотр);
- практический (ручной труд, упражнение, опыт).
Словарная работа занимает одно из ключевых мест, т.к. дети, знакомясь с новым материалом, постоянно сталкиваются с незнакомыми историческими понятиями и терминами. Словарь к циклу совместной образовательной деятельности насчитывает 81 слово. Словарная работа ведется в следующем порядке: вопрос детям о том, что они знают или думают по каждому конкретному понятию, затем точное объяснение и по возможности наглядный показ.
Закрепление материала проводится в начале и в конце каждой темы при помощи разгадывания ребусов и кроссвордов.
Очень важную роль играет наглядный материал. Используется часто и много: современные и старинные фотографии, иллюстрации, авторские макеты Ледника, Государевой дороги, Петровской слободы.
Во время совместной образовательной деятельности рекомендую использовать авторские дидактические игры: «Археологи», «Собери дворец Петра первого», «Озера Карелии», лото «Музей» и другие.
Продуктивная деятельность имеет огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста: рисование на камнях гуашью (петроглифы); коллективная работа «Чудесная мельница Сампо»; изодеятельность.
Знакомство с бытом карел и особенностями карельской избы закрепляем в театральной деятельности, используя авторский макет.
Содержание карело-финского эпоса «Калевала» становится детям доступнее при использовании на занятии авторских кукол по мотивам этого произведения.
Интересная работа проводится по созданию творческих книг и сочинений.
Экскурсии проводятся 4 раза в год (осенью, зимой и два раза весной). При их проведении соблюдаются основные правила. Для каждой экскурсии разработан маршрут, указаны остановки и объекты показа. Темы экскурсий: «Старый Петрозаводск», «Главные площади города Петрозаводска», «Галерея Героев», «Озеро Онега. Подарки – скульптуры».
В результате проделанной работы дети подготовительной к школе группы открывают для себя удивительный мир истории родного города, учатся быть неравнодушными к его проблемам, учатся оберегать его историческое наследие, сохранять экологию и все, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.
Мы надеемся, что программа «Родная земля» поможет воспитателям в формировании гражданско-патриотической культуры у детей дошкольного возраста.
Хотелось, чтобы для детей Петрозаводск стал любимым городом, Малой Родиной, чтобы не без гордости они могли сказать: «Мы - петрозаводчане!». Для этого необходимо понять свой город, постичь его необыкновенную судьбу, с которой связаны жизни многих поколений. Понять свой город – это в первую очередь узнать его историю.